Бюджетирование

Малые предприятия функционируют в быстро меняющейся внешней среде. Изменения внешних условий зачастую опережают выполнение запланированных мероприятий, прежде всего по продуктам и услугам в отдельных рыночных сегментах вследствие быстрого рыночного развития новых технологий.

 

В связи с такими тенденциями развития планирование на предприятиях независимо от их размеров и отрасли сталкивается с определенными трудностями. Для их преодоления используют метод разработки сценариев будущего. Исходя из различных предположений о вероятном развитии, получают альтернативные базовые предпосылки для разработки планов.

 

Под сценарием понимается описание будущей ситуации, в которой окажется предприятие, и путей развития, ведущих к этой ситуации. Разрабатываются альтернативы, исходят из оптимистических, и пессимистических предположений о развитии ситуации. Затем на основе сценариев развития предприниматель формирует соответствующие планы.

 

В условиях нестабильной динамичной внешней среды бизнеса, роста конкуренции на рынке особенно актуальным становится внедрение системы финансового контроля, планирования и анализа денежных и материальных потоков в любой области деятельности субъектов малого предпринимательства.

 

Одной из эффективных современных технологий такого контроля является система бюджетирования деятельности предприятия.

 

Бюджет не должен быть прерогативой только финансового руководителя, он должен стать связующей технологией взаимодействия всех ключевых менеджеров малого предприятия.

 

Финансовое планирование является составной частью общего процесса планирования и, следовательно, управленческого процесса, осуществляемого менеджментом малого предприятия.

 

Отрасли малого предпринимательства:

1. Производство товаров народного потребления;

2. Производство продукции легкой промышленности;

3. Производство продукции промышленного назначения;

4. Строительство, ремонт и реставрация;

5. Производство строительных материалов и конструкций;

6. Архитектура и дизайн;

7. Ремесленничество и народные промыслы;

8. Общественное питание;

9. Переработка сельскохозяйственной продукции и производство продуктов питания;

10. Торговля;

11. Бытовые услуги;

12. Городское хозяйство, жилищно-коммунальные услуги и экология;

13. Производство лекарственных препаратов, продукции и оборудования медицинского назначения;

14. Медицинские услуги;

15. Услуги в сфере культуры, спорта и туризма;

16. Услуги для бизнеса: обучение, маркетинг, аудит, консалтинг, бухгалтерский учет и правовое обеспечение;

17. Издательская деятельность, полиграфические услуги и реклама;

18. Инновационная деятельность, в т.ч. в сфере жилищно-коммунального хозяйства;

19. Информационные технологии.

 

Цель бюджетирования МП - снижение затрат и повышение качества продукта (продукции, работ, услуг) в соответствие с требованиями, предъявляемыми растущей рыночной конкуренцией.

 

Перечень задач, которые должна решать система бюджетирования:

анализ бизнеса, постановку целей развития и анализ альтернатив;

финансовое планирование — предполагает составление подробных планов и, тем самым, дает возможность моделировать и прогнозировать будущее;

финансовый контроль — дает возможность сравнивать поставленные цели и полученные результаты, выявлять слабые и сильные стороны бизнеса;

мотивация — обеспечивает участие руководителей всех уровней в выработке планов, ясность целей, наказание за срыв, поощрение за перевыполнение;

согласование планов подразделений, поиск компромиссов, закрепление ответственности исполнителей, координация функциональных блоков планирования.

 

 

Основные ожидаемые результаты по этапам работ процесса бюджетирования:

Получение прогноза финансово-хозяйственного состояния предприятия;

Определение плановых показателей, обеспечивающих сбалансированный рост бизнеса с учетом имеющихся и планируемых ресурсов и будущей прибыли; согласование и утверждение плановых финансово-экономических показателей МП;

Определение ответственности за результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия (распределение финансовых полномочий и ответственности между руководителями МП);

Проведение сценарного анализа будущего положения МП;

Повышение финансовой обоснованности принимаемых управленческих решений на всех уровнях управления МП;

Мотивирование участников бюджетного процесса на достижение конечного результата;

Определение системы контроля результатов финансово-хозяйственной деятельности МП на будущее, обеспечение и укрепление финансовой дисциплины.

 

 

Наиболее распространенными проблемами, с которыми сталкиваются предприятия при планировании бюджета, являются следующие:

Отсутствие четких стратегических целей предприятия;

Учет специфики деятельности предприятия при построении системы бюджетирования;

Нечеткое определение центров финансовой ответственности и механизма их участия в процессе бюджетирования (соответствующее распределение ролей в бюджетном процессе);

Сложность получения достоверной информации для анализа и обоснования важности мероприятий и расходов.

 

 

Отдельные (специфические) характеристики малого предприятия, влияющие на построение системы бюджетирования:

 

1. Значительная стоимость оборудования (различные виды производства, информационные технологии, издательская деятельность, полиграфические услуги и реклама, медицинские услуги, общественное питание, переработка сельскохозяйственной продукции и производство продуктов питания, строительство, ремонт и реставрация);

 

2. Важность квалифицированных кадров (производство продукции промышленного назначения, производство строительных материалов и конструкций, архитектура и дизайн, производство лекарственных препаратов, продукции и оборудования медицинского назначения, медицинские услуги, услуги в сфере культуры, спорта и туризма, услуги для бизнеса: обучение, маркетинг, аудит, консалтинг, бухгалтерский учет и правовое обеспечение, инновационная деятельность, информационные технологии);

 

3. Наличие необходимых складских помещений (различные виды производства, издательская деятельность, полиграфические услуги и реклама, торговля, ремесленничество и народные промыслы, общественное питание, строительство, ремонт и реставрация);

 

4. Способы продвижения и рекламы реализуемой продукции, товаров, работ и услуг, эффективные для определенного вида деятельности;

 

5. Наличие доступных для привлечения финансовых ресурсов помимо собственных средств;

 

6. Значительная потребность в транспортировке собственными или подрядными транспортными средствами;

 

7. Выбранная система налогообложения;

 

8. и другие факторы.

 

Многомерное бюджетирование с использованием комплекса аналитических измерений позволяет сформировать согласованный и систематизированный бюджет на плановый период по статьям, подразделениям, бизнес-направлениям, срочности финансовых ресурсов, сегментам рынка и др. Однако, заранее спланированный бюджет нуждается в постоянной корректировке для обеспечения его соответствия текущему положению дел, иначе он окажется малоэффективным и далеким от реальных потребностей МП. Необходимость регулярной корректировки бюджета увеличивает затраты на создание качественного финансового плана.

 

Основные принципы бюджетирования:

единство и непротиворечивость учетной политики, используемых методик, концепции бюджетной модели, информационных потоков, формата предоставления данных;

классификаторы, бюджетные формы, алгоритмы расчетов и используемые методики являются унифицированными и обязательными для всех участников бюджетного процесса;

однозначность трактовки используемых терминов и понятий;

однократность (отсутствие дублирования) ввода первичной информации в систему бюджетирования, изменения классификаторов, аналитических справочников, алгоритмов расчетов, используемых в бюджетном процессе;

каждый участник бюджетного процесса несет персональную ответственность в зоне его компетенции. Персонификация ответственности участников бюджетного процесса должна поддерживаться внутренними нормативными документами и обеспечиваться средствами установления персонального доступа автоматизированных систем поддерживающих бюджетный процесс МП;

процесс планирования, учета, контроля, анализа и корректировки бюджетов осуществляется непрерывно в соответствии с утвержденным регламентом бюджетирования МП;

недопустимость изменения плановых показателей по прошедшим периодам;

обеспеченность планируемых бюджетных мероприятий необходимыми производственными и финансовыми ресурсами.

 

Финансовая структура МП должна поддерживаться ее организационной структурой, т.е. элементам финансовой структуры должны соответствовать элементы организационной структуры, при этом они могут как совпадать, так и быть различными. У каждого элемента финансовой структуры должен быть руководитель, наделенный соответствующими властными полномочиями и несущий ответственность в рамках своих полномочий за результаты деятельности подконтрольного элемента финансовой структуры. Это должно быть закреплено во внутренних нормативных документах МП. В этом случае можно сказать, что финансовая структура МП поддерживается его организационной структурой. Организационная структура МП оказывает воздействие на виды используемых бюджетов, на разрезы аналитики и формат бюджетов, на применяемые технологии бюджетирования, на порядок консолидации бюджетов, на регламент бюджетного процесса, на требования к системе бюджетирования.

 

Рисунок 2.1.

 

 

 

Центр ответственности в системе бюджетирования - это сегмент внутри предприятия, во главе которого стоит ответственное лицо, принимающее решения (менеджер среднего звена малого предприятия).

Чаще всего на практике применяют следующие принципы выделения центров ответственности на предприятии:

• Функциональный;

• Территориальный;

• Соответствия организационной структуре;

• Сходства структуры затрат.

 

На рисунке 2.2. показана общая схема распределения ответственности в системе бюджетирования МП.

 

Экспресс-диагностика деятельности МП для учета при формировании системы бюджетирования:

 

1.1. Организационная диагностика:

• организационная структура МП;

• штатное расписание;

• должностные инструкции;

• другие организационные документы, регламентирующие деятельность МП.

1.2 Функциональная диагностика по направлениям:

• продажи и маркетинг;

• производство продукции, работ, оказание услуг;

• снабжение;

• общие службы.

1.3. Информационная диагностика - анализ информационных потоков (данных, документов) в функциональных разрезах:

• продажи и маркетинг;

• производство;

• снабжение;

• общие службы.

 

Рисунок 2.2.

 

Количество и детализация бюджетов определяются потребностями управления. Как правило, бюджеты разделяются на операционные и финансовые. Первые основываются на процессах, связанных с текущей и инвестиционной деятельностью предприятия (бюджеты продаж, закупок, себестоимости (производства), бюджеты управленческих (общехозяйственных) расходов, инвестиционный бюджет и т. п.). Вторые - на инициируемых этой деятельностью денежных потоках и движении активов предприятия (бюджет движения денежных средств, прогнозный баланс). Инвестиционную деятельность чаще всего рассматривают отдельно и поэтому отражают в выделенном для этих целей инвестиционном бюджете. В нем отражаются существенные инвестиционные проекты и приобретение основных средств, ввод в эксплуатацию основных средств. Операционные бюджеты - это планы различных процессов хозяйственной деятельности (производства, сбыта, снабжения и др.), а финансовые – сводные планы предприятия по доходам и расходам, движению денежных средств за период, состоянию активов, капитала и обязательств на определенную дату.

 

 

Последовательность формирования бюджетов:

1. Бюджет продаж

2. Бюджет себестоимости (производства)

3. Бюджет закупок и запасов

4. Бюджет прибылей и убытков (БПУ)

5. Бюджет Движения Денежных Средств (БДДС)

6. Прогнозный Управленческий Баланс (УБ) с приложениями.

 

Перечень операций, входящих в состав процесса бюджетирования

 

1. Разработка операционных бюджетов

Формирование операционных бюджетов закрепленных за каждым подразделением – центром ответственности;

Формирование отчетов по операционным бюджетам, закрепленным за каждым центром ответственности;

Корректировка плановой части операционных бюджетов до конца периода.

 

2. Разработка бюджета доходов и расходов

2.1. Подготовка плановой части бюджета:

Консолидация статей операционных бюджетов в статьи БПУ по центрам ответственности;

Консолидация статей БПУ центров ответственности в бюджет МП;

 

2.2. Подготовка данных и отчетов по фактической части бюджетов:

Консолидация отчетов по операционным бюджетам в статьи БПУ по центрам ответственности;

Консолидация отчетов по БПУ центров ответственности в отчет об исполнении бюджета МП;

 

2.3. Оперативный контроль исполнения и корректировка БПУ:

Контроль выполнения Регламента бюджетирования;

Правильность заполнения бюджетных форм;

Контроль текущих отклонений БПУ от плановых показателей;

Консолидация данных операционных бюджетов и корректировка статей БПУ по центрам ответственности;

Консолидация откорректированных статей БПУ центров ответственности в бюджет МП;

 

2.4. Бюджетный анализ в части БПУ:

Контроль выполнения планов доходов за период;

Контроль соответствия сумм затрат утвержденным плановым показателям;

Анализ эффективности работы МП за бюджетный период, в том числе в разных аналитических разрезах (по направлениям деятельности, по центрам ответственности, по продуктам, по контрагентам и т.д.);

Анализ причин отклонений от плановых бюджетных показателей;

Выработка рекомендаций по плановой части БПУ на следующие периоды.

 

3. Формирование графиков платежей

Формирование графиков платежей, закрепленных за каждым центром ответственности;

Формирование отчетов по исполнению графиков платежей, закрепленных за каждым центром ответственности;

Корректировка плановой части графиков платежей до конца периода.

 

4. Разработка бюджета движения денежных средств

4.1. Подготовка плановой части бюджета:

Консолидация статей графиков платежей в статьи БДДС по центрам ответственности;

Консолидация статей БДДС центров ответственности в бюджет МП;

 

4.2. Подготовка данных и отчетов по фактической части бюджетов:

Консолидация отчетов по графикам платежей в статьи БДДС по центрам ответственности;

Консолидация отчетов по БДДС центров ответственности в отчет об исполнении бюджета МП за период;

 

4.3. Контроль исполнения и корректировка БДДС:

Контроль выполнения Регламента бюджетирования;

Правильность заполнения бюджетных форм;

Анализ отклонений БДДС от плановых показателей;

Консолидация данных графиков платежей и корректировка статей БДДС по центрам ответственности;

Консолидация откорректированных статей БДДС центров ответственности в бюджет МП;

 

4.4. Бюджетный анализ в части БДДС:

Контроль выполнения планов поступлений;

Контроль соответствия платежей утвержденным лимитам;

Анализ платежеспособности МП за бюджетный период;

Анализ причин отклонений от плана;

Выработка рекомендаций по плановой части БДДС на следующие периоды.

 

5. Разработка Управленческого баланса

Формирование Управленческого (прогнозного) баланса;

Контроль исполнения Управленческого баланса.

 

 

Полная система бюджетирования поможет эффективно управлять Предприятием за счет результативного планирования и контроля:

ликвидности предприятия;

рентабельности предприятия;

деловой активности предприятия;

финансовой устойчивости предприятия.

 

 

Цели бюджетирования по трем основным бюджетным документам Предприятия:

 

• Бюджетирование доходов и расходов:

 

1. Обеспечение положительного финансового результата (прибыли)

2. Повышение эффективности работы

3. Контроль динамики эффективности работы Предприятия.

 

• Бюджетирование движения денежных средств:

 

1.Обеспечение бездефицитности бюджета (реализуемость производственной программы)

2. Определение связи между финансовыми потоками и финансовым результатом.

 

Расчет БДДС позволяет установить связь между финансовыми потоками, финансовым результатом и изменением финансового положения Предприятия.

 

В бюджетах подразделений может быть реализован один из вариантов:

1 вариант: содержаться информация о запланированных платежах, то есть все затраты учитываются только по кассовому принципу (БДДС). Данный вариант выбирается, когда в рамках месячного бюджетирования основной задачей является управление ликвидностью.

2 вариант: формироваться информация в двух разрезах – по оплате (БДДС) и по возникновению затрат (т.е. все расходы относимые к планируемому периоду, независимо от расчетов по ним - БПУ).

 

• Бюджетирование по управленческому балансу:

1. Обеспечение сбалансированности активов и обязательств (оценка реализуемости БПУ и БДДС)

2. Контроль целостности (замкнутости) построенной финансовой модели Предприятия

3. Финансовый анализ будущего финансово-экономического состояния Предприятия (расчет прогнозных финансовых показателей на основе сценариев).

 

Ниже, представлена взаимосвязанная система показателей эффективности деятельности малого предприятия (см. рисунки 3.1. и 3.2.).

 

Рисунок 3.1. Взаимосвязь ключевых показателей деятельности МП с показателем рентабельности активов.

 

Рентабельность активов характеризует способность руководства компании эффективно использовать ее активы для получения прибыли. Кроме того, этот показатель отражает среднюю доходность, полученную на все источники капитала (собственного и заемного).

 

На рисунке изображена схема взаимосвязей факторов, влияющих на рентабельность активов. Так, увеличение чистой прибыли, повышение рентабельности продаж и (или) ускорение оборачиваемости активов способствуют повышению рентабельности активов, в то время как рост средней величины активов влечет за собой снижение показателя.

Рентабельности продаж показывает, сколько прибыли приходится на единицу реализованной продукции. Как видно из рисунка, на повышение показателя влияет увеличение чистой прибыли. С другой стороны, на понижение показателя влияют рост выручки от продажи и рост полной себестоимости.

 

Рисунок 3.2. Взаимосвязь ключевых показателей деятельности МП с показателем рентабельности собственного капитала

 

Рентабельность собственного капитала показывает эффективность использования собственного капитала. Увеличение доли собственного капитала в совокупном капитале и рост чистой прибыли влечет повышение рентабельности собственного капитала. На уменьшение показателя влияют замедление оборачиваемости активов, снижение чистой рентабельности и рост совокупного капитала.

 

В Приложении 6 приведен список основных показателей эффективности деятельности МП. Руководство предприятия может самостоятельно его дополнять или использовать отдельные показатели, т.к. перечень ключевых показателей эффективности для каждого предприятия определяется индивидуально.

 

Таблица ключевых показателей эффективности малого предприятия включает сами ключевые показатели эффективности малого предприятия, формулы их расчета и источники информации. Показатели распределены по ответственным службам.

 

Планово-экономический отдел рассчитывает ключевые показатели эффективности, руководствуясь следующими источниками данных: бюджет кредитного портфеля; бюджет дебиторской и кредиторской задолженности; управленческий (прогнозный) баланс, бюджет закупок и запасов, бюджет продаж, бюджет движения денежных средств, бюджет прибылей и убытков, бюджет себестоимости, бюджет коммерческих расходов, бюджет административно-управленческих расходов, бюджет капитальных вложений в части освоения.

 

Отдел продаж получает исходную для расчетов информацию из бюджета продаж и бюджета закупок и запасов и соответствующих отчетов об исполнении.

 

Финансовая служба рассчитывает ключевые показатели на основе данных из следующих бюджетов: бюджет кредитного портфеля, управленческий (прогнозный) баланс; бюджет дебиторской и кредиторской задолженности, бюджет движения денежных средств, бюджет прибылей и убытков, бюджет продаж в части поступлений, бюджет корпоративных инвестиций, бюджет капитальных вложений в части оплаты.

 

Далее определяем горизонт планирования (бюджетный период), его глубину (детализацию), алгоритм корректировки.

 

В процессе планирования обычно приняты следующие горизонты планирования:

год;

квартал, месяц (текущее планирование);

неделя или декада (оперативное планирование);

день (оперативное планирование).

 

 

Рабочим горизонтом для планов, смет и бюджетов является месяц. Недельный (или декадный) и дневной горизонты используются для детализации основных планов в оперативном режиме (например, для Бюджета движения денежных средств, Бюджета закупок и запасов). Регламент бюджетирования описывает порядок действий в процессе планирования на годовом и месячном горизонтах.

 

Текущее планирование включает квартальное, месячное планирование, корректировку бюджетов, отражение фактических данных, проведение план-факт анализа.

 

В системе бюджетирования должна быть реализована возможность хранения данных за предыдущие годы и их сопоставления с отчетным годом и аналогичными периодами (месяц, квартал, полгода, 9 месяцев), а также параллельного ведения годового и текущего планирования.

 

Бюджетный период может быть фиксированным или скользящим. Первое означает, что планирование осуществляется циклами. У каждого есть начало и конец, после чего процесс начинается заново. Во втором случае по завершении периода горизонт планирования автоматически увеличивается, а в данные вносятся корректировки по итогам прошедшего периода. Таким образом, предприятие как бы сдвигает точку конца периода, планирование осуществляется непрерывно, а бюджет постоянно поддерживается в актуальном состоянии. И в том, и в другом случае корректировка показателей происходит только на отрезке времени, который еще не наступил, плановые значения в прошедших периодах не пересматриваются.

 

Важно помнить, что любой процесс планирования занимает определенное время, то есть формы должны быть заполнены и согласованы до момента начала бюджетного периода.

 

Часто велико бывает искушение сделать горизонт планирования достаточно большим. Однако при этом страдает качество подготовленных планов. Разумным выбором может быть установление как минимум двух горизонтов планирования, например год и квартал. При этом подготовленный и согласованный бюджет на год уточняется поквартально, а, устанавливая план на квартал, сотрудники пользуются своими годовыми прогнозами. Поскольку показатели и формы согласованы, процесс квартального планирования не слишком трудоемок.

 

Когда приготовления завершены, можно заполнять план. Здесь есть два варианта действий: бюджетирование сверху вниз и снизу вверх. В первом случае руководство компании определяет рамки в глобальных финансовых бюджетах по всему предприятию, а ЦФО на местах составляют свои операционные бюджеты так, чтобы в них уложиться. Целевые значения бюджетных показателей называются бюджетными заданиями. Если их по объективным причинам выполнить невозможно, руководство пересматривает изначальный план. Этот способ более быстрый, позволяет учитывать стратегические цели МП, однако мотивация персонала в данном случае недостаточна.

 

Если двигаться от низов к верхам, от операционных бюджетов к финансовым, план будет в большей степени отражать реальную картину, работники - непосредственно участвовать в процессе (а значит, заинтересованы в результате), однако составление бюджета займет больше времени (из-за многочисленных согласований). Кроме того, есть опасность занижения доходов и завышения расходов.

 

Сценарии используются для обеспечения возможности расчета нескольких независимых версий данных, описывающих один и тот же период деятельности МП (оптимистический, пессимистический варианты, планы с различной детализацией или с учетом разного набора внешних по отношению к предприятию факторов).

 

При подготовке бюджетов определяются параметры планирования по каждому сценарию (периодичность и детализация планирования, курсы валют, нормы доходности для видов деятельности по сценарию, цены, натуральные объемы и другие параметры).

В разрезе этих же сценариев ведется планирование продаж, производства, закупок. Это позволяет сопоставлять данные операционных и сводных финансовых бюджетов.

 

Основные параметры, определяемые сценарием и необходимые для системы бюджетирования, следующие:

• Детализация планирования. Если для планирования необходимо вести детализацию по номенклатуре, то в сценарии можно указать точность ведения такой детализации – будут ли обороты вестись с точностью до элементов номенклатуры или укрупнено - с точностью до номенклатурных групп.

• Периодичность. Временной интервал, который определяет детализацию планирования по календарным периодам. Все значения предопределены заранее: год, квартал, месяц, неделя, день.

• Способ планирования. Возможны три типа планирования – циклическое (цикл планирования определяется несколькими периодами планирования, например, на три месяца, на две недели; бюджеты в этом случае задаются на весь цикл), скользящее (очередной период планирования открывается по мере окончания предыдущего), планирование на определенный интервал времени.

• Продолжительность цикла. Задается в случае циклического планирования.

• Валюта планирования.

 

Планирование продаж, производства, закупок

 

Сценарий - разделитель данных планирования, определяющий как различные оценки плановых показателей (например, оптимистичный/пессимистичный прогноз), так и вариативность в рамках одной оценки (например, оптимистичный от определенной даты).

 

Поскольку производится четкое деление объектов планирования, бюджеты себестоимости (производства) по одному сценарию рассчитываются либо по номенклатурным группам, либо по всей номенклатуре.

 

В зависимости от того, что является объектом планирования – номенклатура или номенклатурные группы, бюджет по данному сценарию будет уточненным или укрупненным.

 

При расчете различных сценариев обоснованно изменяются и анализируются суммовые (денежные) показатели и натуральные показатели.

 

редприниматели исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных учета доходов и расходов и хозяйственных операций. Совместным приказом Минфина России № 86н и МНС России № БГ-3-04/430 от 13 августа 2002 года утвержден Порядок учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей, вступивший в силу с 1 января 2002 года. Учет доходов и расходов осуществляется путем фиксирования операций о полученных доходах и расходах в Книге учета доходов и расходов.

Приобретение Книги делается в момент постановки на учет в налоговом органе либо при изменении системы налогообложения.

 

В Книге указываются:

ФИО, ИНН индивидуального предпринимателя;

Код и наименование налогового органа;

Виды деятельности;

Свидетельство о предпринимательской деятельности;

Место осуществления деятельности;

Лицензия на вид деятельности (когда, кем, на какой срок выдана);

Номера расчетных и иных счетов;

Наименование банка, где открыты счета;

Наличие ККМ, их номера;

Место осуществления деятельности;

Дополнительная информация.

 

Книга доходов и расходов может быть как в бумажном виде, так и на электронных носителях. В доходной части Книги отражается весь доход от реализации товаров (работ, услуг), а также стоимость имущества полученного безвозмездно, без учета расходов. В расходной части – только расходы. Стоимость товаров (услуг) отражается с учетом фактических затрат на их приобретение, выполнение, оказание и реализацию. Суммы, полученные в результате реализации имущества, включаются в доход того налогового периода, в котором этот доход фактически получен.

 

Доходы от реализации основных средств и нематериальных активов определяются как разница между ценой реализации и остаточной стоимостью. Чистый доход будет определяться как разница между выручкой от реализации товаров (услуг) и документально подтвержденными расходами, связанными с получением этого дохода. Налоговый период по налогу на доходы физических лиц – календарный год (традиционная система налогообложения), по единому налогу на вмененный доход – один квартал (вмененная система налогообложения). В упрощенной системе налогообложения налоговый период – один год, отчетный период – один квартал.

 

В случае неведения учета финансовых результатов деятельности или ведения его в форме, не позволяющей определить размер облагаемого дохода, налоговые органы вправе определять суммы налогов для внесения в бюджет расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике.

 

Возможные расходы предпринимателя:

расходы на приобретение использованных в процессе производства товаров (услуг), сырья, материалов, топлива;

эксплуатационные расходы;

расходы на аренду помещений;

расходы на уплату процентов за пользование кредитными ресурсами банков;

расходы на капвложения и приобретение нематериальных активов;

расходы по оплате труда;

расходы на уплату оказанных услуг, а также сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных поставщикам, налога на приобретение автотранспорта, отчислений в государственные социальные внебюджетные фонды, таможенных платежей, государственных пошлин и лицензионных сборов.

 

Первое и основное требование к учету расходов – необходимость их документального подтверждения, все хозяйственные операции должны подтверждаться первичными учетными документами.

В состав затрат включаются только фактически произведенные и документально подтвержденные расходы, непосредственно связанные с получением дохода.

 

Затраты группируются по следующим элементам:

1. Материальные затраты;

2. Амортизационные отчисления;

3. Износ нематериальных активов;

4. Затраты на оплату труда;

5. Прочие затраты.

 

1. В материальных затратах отражается стоимость:

• приобретаемых со стороны сырья и материалов, которые входят в состав вырабатываемой продукции;

• покупных материалов, используемых для производства продукции, упаковки; запасных частей для ремонта;

• комплектующих изделий и полуфабрикатов, подвергающихся дальнейшему монтажу и обработке;

• работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонним организациями;

• природного сырья, отопления зданий, транспортных работ по обслуживанию производства;

• покупной энергии всех видов;

• потерь от недостачи поступивших материальных ресурсов в пределах норм естественной убыли;

Расходы по материальным ресурсам, приобретенным впрок либо использованным на изготовление товаров (выполнение работ, оказание услуг), не реализованных в налоговом периоде, а также не использованным полностью в отчетном налоговом периоде, учитываются при получении доходов от реализации товаров (работ, услуг) в последующих налоговых периодах;

 

2. Амортизация учитывается в составе расходов в суммах, начисленных за налоговый период. При этом начисление амортизации производится только на принадлежащее индивидуальному предпринимателю на праве собственности имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, непосредственно используемые для осуществления предпринимательской деятельности и приобретенные за плату.

 

При отнесении имущества к основным средствам руководствуются:

• Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденным приказом Минфина России от 29 июля 1998 года № 34н;

• Положением по бухгалтерскому учету “Учет основных средств” ПБУ №6/01, утвержденным приказом Минфина России от 30 марта 2001 года № 26н;

• Общероссийским классификатором основных фондов, утвержденным Постановлением Государственного комитета РФ по стандартизации, метрологии и сертификации от 26 декабря 1994 года № 359.

К основным средствам относятся здания, сооружения, рабочие и силовые машины, оборудование, вычислительная техника, транспортные средства, инвентарь, скот, насаждения, внутрихозяйственные дороги и прочие объекты. Основные средства принимаются к учету по их первоначальной стоимости, в которую включается сумма фактических затрат на приобретение, сооружение и изготовление основных средств, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов. Стоимость объектов основных средств погашается посредством начисления амортизации. Начисление амортизационных отчислений по объектам основных средств, в течение налогового периода производится ежемесячно согласно Постановлению Правительства РФ № 1 от 01.01.2002 г.

 

3. Нематериальные активы оценивают в зависимости от источников приобретения, вида активов и их роли в хозяйственной деятельности:

• внесенные учредителями в счет из вкладов в уставной капитал по цене договоренности сторон;

• приобретенные за плату у других организаций и физических лиц исходя из фактических затрат на приобретение и приведение в состояние готовности этих объектов;

• полученные от других предприятий и физических лиц безвозмездно;

Для каждого вида нематериальных активов открывается регистр аналитического учета, в котором отражается регистрационный номер, технико-экономическая характеристика, срок полезного использования. К моменту прекращения права пользования нематериальными активами, их стоимость должна быть полностью отнесена на затраты.

 

4. К расходам на оплату труда относятся, в частности:

• суммы начисленной и фактически выплаченной заработной платы;

• начисленные и фактически выплаченные суммы стимулирующего и компенсационного характера (например, денежные компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении работника);

• стоимость товаров (работ, услуг), предоставляемых в порядке натуральной оплаты труда;

• суммы вознаграждений по заключенным договорам гражданско - правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), а также по авторским договорам;

• другие виды начислений (выплат), произведенных в пользу работника в соответствии с трудовым договором.

 

5. К прочим затратам в составе себестоимости относятся:

• суммы налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, уплаченных за отчетный налоговый период, за исключением налога на доходы физических лиц, налога на имущество физических лиц, уплаченного за имущество, непосредственно не используемое для осуществления предпринимательской деятельности, а также налогов, перечисленных в статье 270 НК;

• расходы на сертификацию продукции и услуг;

• суммы комиссионных сборов и иных подобных расходов за выполненные сторонними организациями работы (предоставленные услуги);

• расходы по обеспечению пожарной безопасности,

• расходы по обеспечению нормальных условий труда и техники безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

• расходы по набору работников, включая расходы на услуги специализированных организаций по подбору персонала;

• расходы на оказание услуг по гарантийному ремонту и обслуживанию;

• арендные (лизинговые) платежи за арендуемое (принятое в лизинг) имущество;

• расходы на командировки работников, выплаченные в установленном порядке;

• расходы на оплату информационных услуг, в частности приобретение специальной литературы, периодических изданий по вопросам, связанным с профессиональной деятельностью индивидуального предпринимателя, необходимых для осуществления деятельности, а также информационных систем (например, "Консультант", "Гарант" и иных аналогичных систем) при наличии подтверждающих документов об их использовании;

• расходы на оплату консультационных и юридических услуг, оказываемых по договорам возмездного оказания услуг,

• плата государственному и (или) частному нотариусу за нотариальное оформление действий, связанных с предпринимательской деятельностью. При этом такие расходы принимаются в пределах тарифов, соответствующих размерам государственной пошлины;

• расходы на канцелярские товары;

• расходы на почтовые, телефонные, телеграфные и другие подобные услуги,

• расходы, связанные с приобретением права на использование программ для ЭВМ и баз данных по договорам с правообладателем (по лицензионным соглашениям). К указанным расходам также относятся расходы на приобретение исключительных прав на программы для ЭВМ стоимостью менее 10 000 рублей и обновление программ для ЭВМ и баз данных;

• расходы на текущее изучение (исследование) конъюнктуры рынка

• расходы на рекламу изготавливаемых (приобретаемых) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг),

• расходы на ремонт основных средств;

• другие расходы, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности.

Возникли вопросы?
Мы перезвоним Вам и с радостью на них ответим.
Или свяжитесь с нами по телефону:
Адрес:
640020, г. Курган, ул. Куйбышева, д. 35, оф. 320